История возникновения искусственных дорожных неровностей: виды и сферы применения
История возникновения искусственных дорожных неровностей: виды и сферы применения
С увеличением транспортного потока и скорости движения стало расти число пострадавших автомобилистов и пешеходов. Поэтому на сегодня вопрос безопасного движения является одним из наиболее актуальных.
С увеличением транспортного потока и скорости движения стало расти число пострадавших автомобилистов и пешеходов. Поэтому на сегодня вопрос безопасного движения является одним из наиболее актуальных. Искусственные неровности применяются на участках, чтобы водители соблюдали установленный скоростной режим. В Англии дорожные неровности называют спящими полицейскими, в России – лежачими полицейскими.
Краткая история
Первые дорожные неровности были созданы в Америке в ХХ веке. Главная цель – искусственное снижение скорости передвижения. Глобальная автомобилизация привела к большим убыткам: в районах с фермерскими домами под колесами автомобилей погибало большое количество домашнего скота.
После войны спящие полицейские стали использоваться по всей Европе. За 10-15 метров до искусственных неровностей устанавливался знак, который сигнализировал об их приближении и подсказывал, что нужно снизить скорость. Изначально знаки являлись формальностью, но затем правила их установки и их внешний вид были зафиксированы в государственных правовых актах.
В России искусственные неровности появились в 80-х годах. Уже после распада СССР были прописаны стандарты и нормы для применения их в РФ. Действующий национальный стандарт был принят в 2008 году.
Первые искусственные неровности делали из бревен, досок и небольших насыпей из камня. Для укрепления сооружений использовалась глина. Потом их стали делать из асфальта и бетона. Они укладывались в районах воспитательных и учебных заведений, пешеходных переходов, жилых зонах. Установка спящих полицейских актуальна и для парковочных зон: в местах, где большая скорость может быть угрозой для припаркованных авто.
На территории России практика использования лежачих полицейских проходит успешно. Они ограничивают скорость транспортных средств и устанавливаются у автомобильных стоянок, торговых центров, больниц, зон установки шлагбаумов.
Смысл установки искусственных неровностей прост: проехав по ним на высокой скорости, автомобиль получает серьезные повреждения. От 1-2 раз ничего не произойдет, но при регулярном нарушении правил выйдут из строя наконечники рулевых тяг, подшипники, стоики, шарниры, и машине потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт. При условии правильного пересечения дорожные неровности не наносят вред автотранспортным средствам.
Неровности также изготавливаются из пластика и старых шин. В некоторых странах вместо «полицейских» применяют объемные рисунки, создающие иллюзию присутствия неровностей.
В Великобритании популярностью пользуются надувные искусственные неровности. Когда водитель не снижает скорость, датчик регистрирует удар колес, и спящий полицейский не сдувается. Если водитель сбрасывает скорость, неровность сдувается и облегчает проезд машины.
Преимущества искусственных неровностей
Сегодня распространение получили резиновые искусственные неровности. Все чаще можно встретить ИДН из более легких полимер-песчаных:
-
возможность демонтажа на зиму для облегчения движения снегоочистительной техники;
-
простота монтажа и изготовления;
-
долговечность и стойкость к истиранию;
-
прочность и экономичность;
-
устойчивость к механическим и температурным воздействиям.
На поверхность неровностей краской, накладками или пленкой наносятся яркие желтые полосы со светоотражающими свойствами, улучшающими видимость препятствий ночью и при пасмурной погоде. Резиновые неровности бывают любой длины, потому как собираются из отдельных частей. По бокам от неровностей устанавливают концевые элементы. Ширина и высота определяется исходя из максимальной разрешенной скорости передвижения на участке и места установки: они также прописаны в соответствующих ГОСТах.
Основные типы неровностей
Дорожные неровности классифицируют по разным признакам. Первый и основной признак – материал производства. Для монолитных конструкций – это асфальтобетон, для сборно-разборных – эластичный состав из резины или полимер-песчаная смесь. Длина неровностей вне зависимости от их вида должна быть шире дороги: допустимая погрешность – 0,2 метра.
Типоразмеры монолитных лежачих полицейских определяет ГОСТ: для дорог с наличием или отсутствием общественного транспорта и требуемого скоростного режима. Они подразделяются по форме поперечного сечения – с трапецией, полукругом в верхней части. На размер сборно-разборной конструкции влияет назначение элемента – концевой, основной – и скоростной режим.
Искусственные неровности второго типа подразделяются на:
-
однослойные и двухслойные – по количеству слоев материала;
-
одну цельную часть и стыковку из двух частей – по количеству концевых и основных элементов.
Под высотой искусственной неровности подразумевают расстояние от дорожного полотна до гребня, а длина хорды – габариты конструкции в плоскости прилегания в поперечнике. По длине хорды и классифицируют искусственные неровности сборно-разборного вида.
-
ИНД 300 – за счет небольших параметров – небольшое сопротивление движению транспортных средств. Это самый бюджетный вариант, подходящий для обустройства дворов, внутридомовых подъездов, парковок.
-
ИНД 500 – конструкция из мягкой резины: устойчива к механическому истиранию. В нижней части изделия имеется протектор для водоотвода, на поверхность нанесены светоотражающие элементы.
-
ИНД 900 – аналог ИНД 500, но с большим количеством крепежных отверстий.
Действующий ГОСТ подразумевает 2 стандартных размера для лежачих полицейских: 900 и 500 мм по хорде. Неровности других размеров используют в целях экономии средств при обустройстве мест, где не требуется монтаж дорожных неровностей.
Сфера применения
Дорожные неровности располагаются перпендикулярно проезжей части и исключают вероятность ее объезда автотранспортом. Их располагают около источников освещения на расстоянии от 30 метров перед нерегулируемыми пешеходными переходами и на расстоянии до 1 км.
Обычно дорожные неровности устанавливаются на дорогах, на которых выше риск возникновения ДТП. При этом есть и места, в которых установка спящих полицейских запрещена. Это автомобильные дороги государственного значения, мосты, подъездные пути к пожарным станциям, пункты скорой помощи, путепроводы, эстакады.
Выбирать искусственную дорожную поверхность важно в соответствии с размерами дороги и условиями эксплуатации. Главное, чтобы изделие соответствовало разработанным государственным стандартам.
- Комментарии